В центре Москвы продают водонапорную башню — Российская газета

2024 — Год семьи в России

Экскурсия в храм Христа Спасителя | ИРЯиК ИнтернетУТРО / Храм Христа Спасителя; 09.00 Исповедь. 10.00 Литургия. ВЕЧЕР; 17.00 Полиелей. (Свт. Филиппа, митр. Московского и всея России, чудотворца).
Концерт «Бах при свечах. Евгений Баженов» Интернет24 января 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа.
Расписание богослужений история, график работы, о храме, контактная.
Его добил только третий взрыв: история храма Христа Спасителя — Православный журнал «Фома» ИнтернетХра́м Христа́ Спаси́теля, или Храм Рождества Христова, — кафедральный собор Русской православной церкви, расположенный в центральной части.

Храм Христа Спасителя в Москве

ИнтернетДостопримечательность находится в самом центре Москвы. За 5–10 минут можно пешком дойти от Кремля, Красной площади и Старого Арбата. Музей. 19 января православные христиане отмечают великий праздник – Крещение Господня. Накануне вечером во всех храмах России начнется. Интернет24 января 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя г. Москвы.

Патриаршее служение в Крещенский сочельник в Храме Христа Спасителя в Москве

Храм Христа Спасителя От Никита Павлов Май 24, 2023 Многочисленных туристов не смущает даже то, что здание храма – новодел. В храме Христа Спасителя в Москве в ночь на 7 января началось рождественское патриаршее богослужение. «Известия» ведут. В храме Христа Спасителя в Москве проходит рождественская служба. РИА Новости, 06.01.2024.

О храме и событиях при нем

Храм Христа Спасителя — Москва 2024 Интернет27 января 2024 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя г. Москвы состоялось итоговое заседание xxХii.
Храм Христа Спасителя — Храм Рождества Христова в Москве ИнтернетХрам Христа Спасителя в Москве, 1896 – 1897 год Собор относится к числу так называемых обетных сооружений. Он был возведен в благодарность за Божье.
В Храме Христа Спасителя состоялась конференция «Православное краеведение и просвещение» афиша на 2024 — цены и продажа билетов в Москве Удобный календарь событий Фото, адрес (как добраться), отзывы Закажите.
Крещение-2024: прямая трансляция главного богослужения — МК Новосибирск Первый канал представляет прямую трансляцию Рождественского богослужения из кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в.

В центре Грабаря заявили, что икона «Троица» находится в стабильном состоянии

25 января 2024 года в аванзале Храма Христа Спасителя в Москве под председательством. фото, отзывы, полный список мероприятий с возможностью покупки билета на Яндекс Афише. Интернет24 января 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Кафедральном соборном Храме Христа.

Расписание экскурсий, цены 2024

  • Крещение-2024: прямая трансляция главного богослужения — МК Новосибирск
  • В центре Москвы продают водонапорную башню
  • Что еще почитать
  • «Храм Христа Спасителя. Зал Церковных Соборов» — афиша на 2024 год в Москве

Экскурсия в храм Христа Спасителя | ИРЯиК

Скульптор изменил первоначальный проект, утверждённый московскими властями, и ввёл во внешнее оформление храма новые детали.

При Церетели белокаменные стены были украшены мраморными композициями оригиналы хранятся в Донском монастыре и бронзовыми горельефами , которые, однако, были раскритикованы как несоответствующие оригиналу.

Роспись интерьеров храма провели рекомендованные Церетели художники, однако культурная ценность этих росписей также стала предметом спора. Первоначальная белокаменная облицовка была заменена на мраморную, а золочёная кровля крыш, кроме куполов, была сделана на основе нитрида титана. Эти изменения, внесённые в исторический проект, повлияли на смену цветовой гаммы фасада с тёплой на более холодную.

В 1995 году на заседании искусствоведческой комиссии по художественному убранству храма Христа Спасителя было принято решение поднять на него бронзовые медальоны. В связи с быстрыми темпами строительства медальоны не были готовы в срок, вместо них на фасады установили точные копии из полимерного материала белого цвета. Бронзовые медальоны были изготовлены и хранились в мастерских вплоть до 2010 года, когда были наконец установлены [68].

На сайте Академии художеств сообщается, что, согласуясь с историческими материалами, Церетели восстановил шесть крестов, 16 врат и большие люстры собора. Для помощи в работе отечественных специалистов был организован фонд «Скульптор» [64].

Вице-президент Академии художеств Ефрем Зверьков способствовал организации всероссийских конкурсов по художественному оформлению собора. Среди художественных групп, победивших в конкурсе на восстановление исторических росписей храма, большинство были выпускниками Санкт-Петербургского Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.

Репина и Московского института имени Сурикова. Наиболее масштабные работы по росписям сводов главного купола и приделов , а также барабана были выполнены мастерами под руководством Зураба Церетели. Координационной группой специалистов по художественному убранству комплекса руководил член художественной комиссии, священник, впоследствии протоиерей, Леонид Калинин [64].

Новый храм Христа Спасителя был воссоздан к 1999 году как условная внешняя копия своего исторического предшественника: сооружение стало двухуровневым, с храмом Спаса Преображения в цокольном этаже [70]. За три года до этого, в августе 1996 года, в день Преображения Господня , патриарх Алексий II совершил освящение нижнего Спасо-Преображенского храма и провёл в нём первую литургию [70].

В ночь с 6 на 7 января 2000 года была отслужена первая торжественная Рождественская литургия [ источник не указан 154 дня ]. На следующий день в храме состоялась канонизация расстрелянной семьи Романовых и Собора новомучеников и исповедников Российских [70].

По замыслу архитектора Константина Тона, храм Христа Спасителя должен был стать сооружением, соединяющим в себе классические традиции и черты владимиро-суздальского зодчества. При характерном для древнерусских храмов пятиглавом навершии, в плане сооружение представляло собой равноконечный крест с выступами в углах.

Фасады храма были строго симметричны , а входы должны были представлять торжественные открытые лоджии-галереи. Позже лоджии были заложены массивными дверьми и остеклением, что пропорционально исказило замысел автора, задумавшего соединить древнерусские черты и отдалённые мотивы итальянского возрождения. Плоскости стен были оштукатурены, декоративная резьба и скульптура изготовлены из белого мрамора, добытого в карьере около села Протопопово Коломенского уезда. Высота здания составляла 48,5 саженей около 103,5 метров , пространство, занимаемое храмом вместе с крыльцами, — 1500 квадратных саженей.

В храме могло поместиться до 7200 человек [71]. Отделка стен храма мрамором началась 16 июля 1861 года по Высочайшему повелению императора. Во внутренней облицовке использовались лабрадор и шокшинский порфир , а также итальянские и бельгийский виды камня. Малые иконостасы в приделах кафедрального собора также были выполнены из мрамора. Мраморными работами занялись столичный купец и мастер Гавриил Балушкин , согласившийся выполнить подряды за 585,4 тысячи рублей [72].

Работа по установке 117 мраморных плит была окончена в 1879-м [73]. Главный иконостас храма имел форму восьмигранной часовни из белого мрамора. Сооружение венчал позолоченный шатёр. Работы по установке мраморного иконостаса были выполнены за 89 тысяч рублей [74]. По личному распоряжению императора Николая Павловича живопись в храме должна была напоминать «о всех милостях Господних, ниспосланных по молитвам праведников на русское царство в течение девяти веков».

На своде главного купола на высоте 33 сажени был изображён Господь Саваоф , благословляющий обеими руками. На его лоне Сын Божий в образе младенца, держащий хартию с надписью « Логос », и Дух Святой в виде голубя и окружённого божественными дарами. Вокруг престола Господа Вседержителя были расположены ангелы, крылатые херувимы и серафимы. Живописные работы на своде купола были выполнены мастером Марковым в 1861—1866 годах. На поясе купола находились картины с библейской историей от грехопадения до сошествия Святого Духа на апостолов, а также другие эпизоды и лица Ветхого и Нового Заветов.

По задумке, эти изображения «составляют небесную Церковь, собравшуюся около Спасителя и представляющую собой момент торжества радостного, благодарящего» [75].

На западном своде было изображение царственного Спасителя с книгой и скипетром. На своде с южной стороны — Младенец Иисус в окружении ангелов.

Купол северного крыла — придела святого Александра Невского — был расписан изображениями Господа Вседержителя со скипетром и Книгой Судеб и четырёх евангелистов в виде апокалиптических животных.

Пилоны и ниши храма также были украшены картинами из Священной истории. В правом клиросе храма располагался образ Спаса Нерукотворного, в левом — Владимирская Богоматерь. На царских вратах находились шесть икон, по бокам от них были помещены изображения четырёх московских святителей — Петра , Ионы , Алексия и Филиппа. Главный иконостас состоял из четырёх ярусов со священными изображениями [76]. Важное место в художественном оформлении разрушенного храма Христа Спасителя занимали работы по бронзе , которой были выполнены двери, оконные и зеркальные рамы сооружения, а также водостоки [77].

Помимо прочих видов работ, в храме предполагалось провести отделку мозаикой. По сохранившимся расчётам известно, что покрыть мозаикой потребовалось почти 26 тысяч вершков, а работы были поручены Санкт-Петербургскому мозаичному заведению при Академии художеств. Одна лишь стоимость мозаичных полов на хорах обошлась комиссии примерно в 22 тысячи рублей [78]. Фасад здания был украшен двумя рядами рельефных изображений [79]. Горельефы располагались в порталах и углах храма, а также над карнизом.

По сообщениям историков, на четырёх стенах храма были помещены «священно-исторические изображения, напоминающие или имеющие тождество с событиями Отечественной войны 1812 года — фигуры святых заступников и молитвенников за русскую землю». На внешних стенах храма размещались горельефы, выполненные на религиозную и историческую тематику. Сюжеты для изображений выбирал митрополит Филарет [80]. Весь храм освещался шестьюдесятью окнами, из которых 16 были установлены под главным куполом , 36 располагались над хорами, а восемь — в коридоре.

В западном крыле находилась огромная бронзовая позолоченная люстра в 148 свечей. Храм также освещали две люстры в 100 свечей и большое количество устройств на 24, 42 и 43 свечи. Для освещения алтаря был задействован 21 подсвечник [81]. На 2018 год храм Христа Спасителя является самым большим собором Русской православной церкви и может вмещать до 10 тысяч человек. Его общая высота достигает 103 м, что на 1,5 м выше, чем у Исаакиевского собора , высота внутреннего пространства — 79 м, толщина стен — около 3,2 м.

Размер главного креста — 8,5 м, других крестов — 6,5 м. В плане храм выглядит как равносторонний крест около 80 м шириной. Облик храма повторяет традиции русско-византийского стиля , пользовавшегося поддержкой императора на момент начала строительства. В состав современного комплекса входят:. Под храмом расположена двухуровневая подземная парковка на 305 мест с автомойкой [85] , над которой возле храма расположены смотровая площадка и комплекс вспомогательных сооружений религиозного назначения.

При спуске был построен малый храм комплекса — храм Покрова Божией Матери , построенный с центральным храмом в едином архитектурном стиле и входящий с ним в единый ансамбль.

Также в храмовый комплекс входит бревенчатый храм-предтеча главного храма — храм-часовня иконы Божией Матери «Державная» , расположенный в парковой части комплекса. Новый собор возведён в традициях обетных храмов как памятник героям Отечественной войны 1812 года. Нижний коридор служит памятником военных действий. Налево от западного входа в храм на стене помещены тексты Высочайшего манифеста 13 июня 1812 года о вступлении французской армии в пределы России и Воззвания к народу Русскому 6 июля об ополчении.

Вслед за ними по стенам Нижнего коридора на мраморных досках помещены описания 71 сражения, произошедшего на территории России в 1812 году в формате «название сражения, дата, участвовавшие войска, имена убитых и раненых офицеров и общее число выбывших из строя». Ряд памятных досок завершается на восточной стене храма, где помещены манифест об изгнании Наполеона из России 25 декабря 1812 года и два благодарственных манифеста: к Русскому народу и к Русскому дворянству.

Кроме того, напротив горнего места — манифест о построении храма во имя Христа Спасителя в Москве. По южной и западной сторонам расположены доски с описаниями 87 заграничных сражений, которые заканчиваются у западных дверей манифестами: о взятии Парижа, низложении Наполеона и мире в Европе.

Над каждой доской о сражениях находятся величания святым, память которых празднуется в этот день [45] [86]. Сперва были созданы орнаменты, которые образуют более половины художественного убранства храма. Для их выполнения художники использовали более 50 кг сусального золота.

Большая часть художественного убранства храма представлена на пространствах галерей. Композиции « Крещение Господне » и « Вход Господень в Иерусалим », выполненные мастером Василием Нестеренко , расположены на северной и западной сторонах соответственно. Над восстановлением икон главного иконостаса работали мастера Межобластного научно-реставрационного художественного управления и объединения «Арт-Храм» руководители — Андрей Оболенский, Никита Нужный; участники — Виталий Бакшаев, Алексей Егоров, Дмитрий Трофимов и др.

Скульптурное и живописное оформление храма выполнили в короткие сроки и приняли комиссией в декабре 1999 года. Свод главного купола традиционно имеет определяющее значение в оформлении храмовых интерьеров. Подкупольное пространство представлено композицией «Отечество», на которой изображён Господь Саваоф с младенцем Иисусом и Святым Духом в виде голубя. В росписи пояса изображены Спаситель и Богоматерь. Фигуры святителей были выполнены группой художников под руководством Зураба Церетели [64].

Живописный ряд на пилонах храма изображает истории из земной жизни Спасителя. Композиции «Вознесение Господне» и « Евангелист Матфей » выполнены также Василием Нестеренко, который участвовал и в восстановлении фресок под сводами [90]. Объёмные работы по реконструкции и прорисовке орнаментов и надписей были проведены коллективом художников под управлением Алексея Живаева [87].

Отдельные бригады мастеров работали над воссозданием композиций в нишах пилонов, а также центральных арок [64]. Дарохранительница воссоздана по сохранившимся кадрам кинохроники в соответствии с чертежами Константина Тона. Основание Дарохранительницы выполнено из калканской яшмы, верхняя часть — из позолоченного серебра. Скульптурные образы ангелов и евангелистов, многофигурные сюжетные рельефы, медальоны с ликами составителей литургий отлиты из серебра.

Средняя часть композиции — шатровая девятиглавая часовня, под её куполом находится ковчег для хранения Святых Даров , по сторонам — фигуры ангелов с рипидами. Скульптурные образы евангелистов и ангелов, созданные скульптором Александром Лохтачевым , по пластике исполнения соответствуют традиционной трактовке [93]. Дарохранительницу выполнили златоустовские мастерские «ЛиК» под руководством заслуженных художников России Александра Лохтачева, Нины Лохтачевой и Григория Мануша [94].

Искусствовед Ирина Языкова , сравнивая изначальный храм и восстановленный, констатировала, что изначальная идея восстановить храм во всём его прежнем величии не была достигнута: «Бетонный храм уже не такой, как каменный, его объём и силуэт воспринимаются иначе. Изменившаяся городская среда тоже способствует этому. Да и красота внешнего облика прежнего храма была в белокаменных барельефах, выполненных лучшими скульпторами XIX века.

Белые объёмные композиции значительно облегчали тяжеловесность храма. В современном варианте их заменили бронзовые рельефы, выполненные гораздо быстрее, требующие меньшей трудоёмкости и придающие фасадам иной характер. Гораздо большей исторической достоверности удалось достичь во внутреннем убранстве» [95]. В храме Христа Спасителя совершаются отпевания значимых для современной российской истории и культуры людей.

Первым человеком, с которым прощались ещё до освящения храма, стал умерший в 1997 году Владимир Солоухин [96]. В 2004 году в зале церковных соборов прошёл Архиерейский собор РПЦ, на котором было вынесено решение о канонизации ряда святых и восстановлении общения с Русской православной церковью за границей РПЦЗ.

Группа попыталась исполнить песню « Богородица, Путина прогони! Широкий общественный резонанс вызвал последовавший судебный процесс , на котором данная акция была признана хулиганством , совершённым по мотивам религиозной ненависти. Участниц группы приговорили к двум годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима [117].

В молебне приняли участие, по оценке московской полиции, около 65 тысяч человек [119]. На 2018 год они почивают в раке к югу от Царских врат верхнего храма [120]. С 7 по 13 января 2014 года в храме находились Дары волхвов из монастыря Святого Павла, что на Афоне , впервые в истории вывезенные для поклонения за пределы Греции [122]. С 21 мая по 12 июля 2017 года православные поклонялись мощам Николая Мирликийского , прибывшим из Бари , где они находятся постоянно. К привезённым святыням совершались массовые паломничества верующих [123] [124].

С 21 сентября по 14 октября 2018 года в храме находился для поклонения ковчег с десницей святителя Спиридона Тримифунтского , прибывший из города Керкиры , где он находится постоянно. За время пребывания в Москве великой христианской святыне поклонились более 500 тысяч человек [125].

На 2024 год настоятелем храма является Патриарх Московский и всея Руси [129] Кирилл , а в клир храма входят:. В церковно-административном отношении храм имеет статус подворья Патриарха Московского и всея Руси [131].

Как здания и помещения комплекса храма, так и земля под ними являются собственностью города Москвы [62]. Фонд был учреждён в начале 2000-х годов, но фактически является преемником Фонда финансовой поддержки воссоздания Храма Христа Спасителя. Имея объекты культурного и инженерно-технического назначения храма в доверительном управлении, фонд зарабатывает деньги на коммерческих операциях, не вовлекающих культовую часть памятника — собственно храм, в котором проводятся богослужения.

Помещение храма находится в безвозмездном пользовании РПЦ, но при необходимости использовать помещения в «светской» части здания Церковь платит аренду на общих основаниях.

Фонд покрывает затраты на эксплуатацию зданий, его доходы пополняются субсидиями из городского бюджета:. Великолепный храм Христа, Наш великан золотоглавый, Что над столицею блистал… …Нет ничего для нас святого! И разве это не позор, Что «шапка золота литого». Легла на плаху под топор [133]. Напротив заново отстроенного храма Христа Спасителя сэр Александер всегда говорил, что эта великанья голова уродовала лик Москвы своей несоразмерностью и что единственное благое дело новых русских — взрыв чудовищного творения магистр приостановился и нашёл, что собор ему, пожалуй, нравится — за двадцатый век дома в городе подросли, и теперь массивный золотой шлем уже не смотрелся инородным телом [138].

Материал из Википедии — свободной энциклопедии. У этого термина существуют и другие значения, см. Храм Христа Спасителя значения. Изображение храма Христа Спасителя на «Иллюстрированном плане столичного города Москвы», изданном в 1878 году А. Изображение храма на плане Москвы 1882 года чертёжника Орловского. Алексей Соколов с 31 августа 1883 года ; Павел Казанский с 1899 года ; Михаил Соболев с 1908 года ; Владимир Марков с 1911 года ; Иоанн Арсеньев с 15 января 1918 года [49].

Храм перед разрушением фотография Брэнсона Деку , 1930 год. Прощай, хранитель русской славы, Великолепный храм Христа, Наш великан золотоглавый, Что над столицею блистал… …Нет ничего для нас святого! И разве это не позор, Что «шапка золота литого» Легла на плаху под топор [133]. Справка рус.

РИА Новости 12 июля 2011. Дата обращения: 1 июля 2018. Архивировано 22 марта 2016 года. Казанский собор в Москве неопр. RU 4 ноября 2004. Архивировано 4 июля 2018 года. Несчастная история неопр. Дата обращения: 30 мая 2018. Архивировано 2 сентября 2018 года. Архивная копия от 19 декабря 2018 на Wayback Machine.

Ru , 9 июня 2004. Это Место. Дата обращения: 11 июня 2018. Вехи истории храма Христа Спасителя: к годовщине освящения неопр. Аргументы и Факты 7 июня 2013. Дата обращения: 31 мая 2018. Архивировано 8 июня 2018 года.

РИА Новости 8 июня 2013. Архивировано 15 июня 2018 года. Сайт Православной гимназии во имя Преподобного Сергия Радонежского. Дата обращения: 12 июня 2018. Архивировано 5 октября 2024 года. Владислав Цыпин. Русская Православная Церковь 1922—1925 неопр. Дата обращения: 26 июня 2018. Архивировано 1 июля 2018 года. Храм, который разрушил Иосиф. Архивная копия от 6 июля 2018 на Wayback Machine. Дата обращения: 15 декабря 2024. Архивировано 30 июля 2024 года.

Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы. Архивировано из оригинала 25 февраля 2018 года. Тысячелетие Крещения Руси. Возродившие храм 23 июля 2013. Архивировано 16 февраля 2015 года. Бизнес-центр Христа Спасителя неопр. Московские новости 23 апреля 2012. Архивировано 10 июля 2018 года. Дата обращения: 15 февраля 2013. Архивировано 15 февраля 2013 года. Возрождение Храма Христа Спасителя неопр. Российская Академия Художеств. Архивировано 29 мая 2018 года.

Храм примирения. Во вторник исполнилось 75 лет с того дня, как был взорван главный российский кафедральный собор неопр. Интерфакс-Религия 5 декабря 2006. Архивировано 10 марта 2018 года. Проклятие Храма Христа Спасителя неопр. Алексей Михайлович Денисов, архитектор и реставратор 13 декабря 2016.

Дата обращения: 28 июня 2018. Площадь Пречистенских ворот. Храм Христа Спасителя. Часть II неопр. Москва, которой нет 12 апреля 2004. Архивировано из оригинала 1 апреля 2008 года. Дата обращения: 4 февраля 2019. Архивировано 21 октября 2024 года. Русская Православная Церковь. Официальный сайт Московского Патриархата. Архивировано 24 января 2010 года. Храм Христа Спасителя в Москве неопр. Архивировано 18 апреля 2024 года.

Восстановление Храма Христа Спасителя неопр. Узнай Москву. Архивировано 1 июля 2017 года. Сайт Фонда Храма Христа Спасителя. Архивировано из оригинала 23 августа 2012 года. Архитектура храма Христа Спасителя неопр. Архивировано 25 июня 2018 года. Кутейникова, С. Репин; авт. Кутейникова, К. Сазонова; авт. Елизарова и др. Архивировано 21 января 2024 года. Кафедральный соборный храм Христа Спасителя.

Духовная живопись неопр. Официальный сайт Московской государственной картинной галереи Василия Нестеренко 2018. Архивировано 30 июня 2018 года. Библиотека изобразительных искусств. Дата обращения: 26 мая 2024. Архивировано 26 мая 2024 года. Руководители творческих коллективов живопись. Архивировано 25 мая 2024 года. Центральный экспонат — Дарохранительница неопр. Дата обращения: 9 ноября 2024.

Архивировано 9 ноября 2024 года. Ру рус. Дата обращения: 10 ноября 2024. Архивировано 10 ноября 2024 года. Интерфакс Религия 8 апреля 1997. Архивировано 28 июля 2024 года. РИА Новости 24 апреля 2007. Московский патриархат РПЦ 7 ноября 2007. РИА Новости 4 июля 2009. Архивировано 13 февраля 2011 года. Москва простится с легендой отечественного кино Вячеславом Тихоновым рус. РИА Новости 8 декабря 2009. В Москве прошли похороны Галины Вишневской неопр. LIFE-News 14 декабря 2012.

Москва24 15 января 2015. РИА Новости 18 марта 2015. Архивировано 27 мая 2018 года. Первый канал 22 декабря 2016. Архивировано 27 июля 2024 года. РИА Новости 23 октября 2024. Дата обращения: 23 октября 2024.

Архивировано 23 октября 2024 года. РИА Новости 9 ноября 2024. Дата обращения: 12 августа 2024. Архивировано 12 августа 2024 года. РИА Новости 12 августа 2024. Официальный сайт Московского Патриархата 17 мая 2007. Архивировано 27 января 2016 года. RU 1 февраля 2009. Архивировано 5 июля 2018 года. Архивировано из оригинала 20 сентября 2012.

Екатерина Игоревна рассказала о новых открытиях, связанных с изучением рабочих фотографий свт. Луки, в то время — хирурга В. Войно-Ясенецкого, на которых можно видеть и его коллег.

Новоторцева посвятила свой доклад выдающейся личности в новейшей истории, истории Русской Православной Церкви и Ярославской митрополии — митрополиту Ярославскому и Ростовскому Иоанну Вендланду в связи с двумя юбилейными датами, связанными с именем владыки Иоанна: 115-летием со дня рождения и 35-летием со дня кончины архиерея, ученого и церковного дипломата.

В ряде епархий, в первую очередь в Ярославской епархии , в этом году запланированы мероприятия памяти митрополита Иоанна. Актуальность, проблемность и остроту содержанию конференции добавил доклад С.

Перевезенцева, известного историка и общественного деятеля, ученого, доктора исторических наук, профессора факультета политологии МГУ им. Ломоносова, посвященный православному просвещению в рамках преподавания нового курса «Основы российской государственности».

К сожалению, даже в настоящее время просветительская деятельность православных, верующих педагогов, а тем более ученых нередко вызывает серьезное противодействие в светских высших учебных заведениях. Несколько докладов были непосредственно связаны с темой Рождественских чтений «Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего». С докладом «Храмы Пушкинского благочиния в выставочно-просветительском проекте современного церковного искусства «Путь к свету»» выступила А.

Цветкова, художник, куратор выставочного проекта современного церковного искусства «Путь к свету» творческого объединения художников «Мастерская 18» г.

Она представила необычную форму знакомства с православным краеведением — через картину. Профессор ЯГПУ им. Ушинского доктор исторических наук Л. Архипова с помощью презентации представила ряд образов благоверных князей Ярославской земли в культурной памяти народа, в основном в виде современных и недавно установленных им памятников в разных городах нашей страны и ближнего зарубежья.

Ею был сделан вывод, что отношение к святости — это индикатор состояния культурного национального самосознания. Междисциплинарность докладов — традиция данной краеведческой и просветительской конференции, одной из тем которой многие годы была деятельность церковных музеев и музеев при храмах. Новым аспектом была в этом году практико-ориентированная работа, связанная с подготовкой и реализацией грантовых проектов. По данной теме выступили четыре докладчика, имеющие непосредственный практический опыт: игумения Покровского Александро-Чагринского женского монастыря, к.

Александра Чагринского Кинельской епархии матушка Михаила Солодухина ; к. Челнокова ее доклад представила куратор конференции Е. Балашова ; заслуженный учитель Кубани, член Союза журналистов РФ, почетный работник общего образования РФ, председатель ветеранской организации Роговского сельского поселения В. Ситникова и почетный работник общего образования РФ, председатель Российского общества историков-архивистов Тимошевского района Краснодарского края И.

Наделяева; руководитель отдела по работе с грантами и развитию социального проектирования Городецкой епархии И. Был представлен конкретный опыт реализации грантовых проектов, обращено внимание на то, чем авторы краеведческих проектов могут заинтересовать потенциальных грантодателей, даны конкретные рекомендации по подготовке грантовых проектов. География участников конференции была очень широкой. Постоянными участниками конференции в Москве являются представители Липецкой , Городецкой, Переславской и Рыбинской епархий, с которыми сложилось многолетнее сотрудничество.

В регистрационных листках участников официально зарегистрировалось более 60 человек. Смотреть видеозапись конференции. Архиерейский Собор 2017 г. Архиерейский Собор 2016 г. Архиерейский Собор 2013 г. Архиерейский Собор 2011 г. Поместный Собор 2009 г.

Архиерейский Собор 2009 г. Версия для печати.

Храм Христа Спасителя

Не могу сказать «своего развития», потому что технически такое развитие есть, а вот в духовном и нравственном отношении мы наблюдаем деградацию, а не развитие. И возникает вопрос: а может ли сохраниться человеческая цивилизация, если будут появляться все новые и новые навыки, умения, научные знания, технологии, а нравственность будет деградировать?

Не устоит такая общность людей, и все эти достижения с еще большей силой могут всё обрушить. Поэтому значение и смысл церковного служения огромен. Он выходит за рамки нашей с вами церковной повестки и церковной жизни. Все то, что мы делаем, имеет отношение ко всему обществу, а в широком смысле — ко всему роду человеческому.

А это значит, что размышления на наших соборах должны быть очень вдумчивыми, ответственными. Решения должны приниматься такие, которые могут реально повлиять на религиозную жизнь нашего народа. А поскольку многие в Поместных Церквах, как я знаю, берут пример и от наших Рождественских чтений, то, может быть, повлиять благополезно и на наших братьев и сестер, в других странах пребывающих.

Еще раз хотел бы сердечно всех вас поблагодарить, призвать на вас благословение, мои дорогие. Обратиться со словами благодарности к нашему епископату, который в это трудное время объединен и, слава Богу, не существует никаких опасностей разделений, которыми были полны самые тяжкие эпизоды общецерковной истории, да и истории нашей Церкви.

Обращаясь к вам, мои дорогие владыки, еще и еще раз хочу просить вас, прежде всего, хранить наше единство, помня, что это единство является во многом залогом успеха всего того, что мы совершаем, призванные Господом быть учителями нашего народа. Также призываю всех не только к хранению единства, но и к очень активной работе. Мы живем в такое время, когда ни в коем случае нельзя сказать: «душа, пей, ешь, веселись, все у тебя есть» см.

Так никто не говорит, потому что евангельская притча предостерегает от этих слов, но ведь нечто подобное может присутствовать в подсознании архиереев, священников, да и приходских активистов: вроде все хорошо, чего же еще надо? Вот ни в коем случае мы не должны останавливаться! Мы должны постоянно идти к новым целям или, как я всегда говорю, идти вперед и вверх. А «вверх» — значит по пути своего собственного совершенствования, насколько это возможно, и содействия духовному и нравственному совершенству нашего народа.

Вот этот вектор, вперед и вверх, и должен определять всю нашу церковную жизнь. Еще раз всех вас, мои дорогие, благодарю за ваши труды, за то, что вы делаете каждый на своем месте. Наверное, если бы этих трудов не было, то и собраний бы наших не было и говорить было бы не о чем.

Но, самое главное, не было бы того реального взаимодействия с внешним миром, которое сегодня признают как положительный фактор и власть имущие, и многие представители гражданского общества, и, конечно, наш верующий народ. И да помогает всем нам Господь идти этим путем — со смирением, с упованием на Его помощь и на Его волю и одновременно с готовностью посвящать свое время и даже свою жизнь великому служению, которое предназначено для всех, кто считает себя смиренным членом Церкви Божией.

Молитвами святых угодников, в земле нашей просиявших, да хранит Господь землю Русскую, Церковь нашу и всех вас, мои дорогие, укрепляя каждого на пути ко спасению.

Да помогает всем нам Господь совершать то, к чему Он призвал и что мы в ответ на Его призвание обязуемся исполнить в нашей земной жизни. Версия для печати. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси.

Версия: украинская. Божественная литургия в Храме Христа Спасителя. Материалы по теме На Рождественских чтениях обсудили церковную помощь людям с инвалидностью На Рождественских чтениях прошла секция по церковной помощи наркозависимым Проблемы и положительный опыт приходского просвещения взрослых обсудили на Рождественских чтениях В Общецерковной аспирантуре прошел круглый стол «Духовные школы в правовом поле».

Все материалы с ключевыми словами Рождественские чтения. Богослужебные указания. Актуально Летопись Патриаршего служения в 2024 году Патриарх.

Открылся портал, посвященный больничному служению Церкви. Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Епархиальном собрании г. Москвы 20 декабря 2024 года Патриарх : Приветствия и обращения. По понедельникам архитектурный комплекс открыт с 13 часов.

В соборе ежедневно проходят церковные службы. По великим праздникам их возглавляет патриарх Всея Руси. Богослужения в Храме Христа Спасителя идут в разных помещениях. Помимо главного храма они проводятся в Преображенской церкви и в часовне Державной иконы Божией Матери. Преображенская церковь работает с 8:00 до 19:30 часов. Она закрывается на время богослужения в главном храме.

Часовню Державной иконы Божией Матери можно посетить с 10 до 17 часов. В связи с эпидемиологической ситуацией в расписание служб Храма Христа Спасителя в Москве внесены изменения. Суточный круг богослужения теперь проходит согласно меняющемуся распорядку. Поэтому рекомендуем вам следить за актуальной информацией на официальном сайте ХХС.

Часы работы Храма Христа Спасителя в Москве могут корректироваться. Так, вечерние богослужения временно перенесены на утро. При посещении храма требуется надевать медицинскую маску. Вход в храм бесплатный. Однако, если вы человек не воцерковленный и хотите разобраться в символике и каноническом устройстве сооружения, стоит купить билет на осмотр в сопровождении гида.

Особенно, если в ваших планах посещение смотровой галереи на уровне колоколен. Подняться на смотровую площадку возможно только в составе экскурсионной группы.

Собор относится к числу так называемых обетных сооружений. Он был возведен в благодарность за Божье заступничество в Отечественной войне 1812 года против армии Наполеона. После изгнания французской армии, в день Рождества, император Александр I издал манифест о строительстве. Поэтому второе название у собора — Храм Рождества Христова. Первый проект Карла Витберга по многим причинам не был реализован. Второй проект, автором которого был архитектор Константин Тон, впитал в себя национальные архитектурные формы.

После завершения работ 26 мая 1883 года храм был освящён. Но в 1931 году во времена масштабной реконструкции столицы сооружение было взорвано. К его восстановлению приступили к концу XX века, и в 1999 году Россия получила заново воссозданную копию своего предшественника. Освящение восстановленного комплекса состоялось 19 августа 2000 года. В день освящения звонили все колокола Москвы. Концепция этого памятника русскому воинству продумана до мелочей.

Храм имеет четыре фасада, к каждому из них ведут гранитные ступени, заканчивающиеся обширными папертями. Пять куполов, увенчанных крестами, символизируют Христа и четырех евангелистов. Золотой цвет куполов в традиции храмов олицетворяет небесную славу. Архитектурный комплекс состоит из верхнего собора — Кафедрального, с Галереей Воинской Славы, нижнего — Преображенской церкви и шатрового храма-часовни иконы Божией Матери «Державная», глубинный смысл которой заключен в верховной власти Богородицы над Русской державой.

В нижней, стилобатной части, также располагаются музей истории и хроники строительства храма, Зал церковных соборов для проведения церковных и общественных мероприятий, Зал Высшего церковного совета и Трапезные палаты. На высоте 40 метров по периметру сооружения оборудована смотровая площадка с панорамным обзором нерушимой столицы государства Российского.

Неотъемлемой частью объекта является Патриарший мост через Москва-реку, облюбованный жителями и гостями города в качестве еще одной смотровой площадки.

Масштабность и мощь этого религиозного и культурного объекта как нельзя лучше передают цифры:. Они соединили значение слов в фразу и получили «Я и начало, и конец». Беломраморный храм торжественно стоит на мощном стилобате, что поднимает его высоко над землей.

Благодаря этому его главы с алмазным напылением видны из разных мест мегаполиса. Прототипами самого большого храма страны стали древнерусские соборы. Равноконечный крест по канонам символизирует крестные муки павших. Эта форма заложена при проектировании в основу архитектуры здания.

Каждый из четырех фасадов украшен горельефами и посвящен тому или иному периоду Отечественной войны 1812 года. Ворота из бронзы имеют изображения святых, которые по традиции считаются небесными заступниками нашей земли.

В центре Грабаря заявили, что икона «Троица» находится в стабильном состоянии

Тема архипастырского служения была продолжена Е. Каликинской, директором музея святителя Луки в Феодоровском женском монастыре г. Переславля-Залесского, и А. Новоторцевой, куратором конференции, историком, преподавателем МПГУ.

Екатерина Игоревна рассказала о новых открытиях, связанных с изучением рабочих фотографий свт. Луки, в то время — хирурга В. Войно-Ясенецкого, на которых можно видеть и его коллег. Новоторцева посвятила свой доклад выдающейся личности в новейшей истории, истории Русской Православной Церкви и Ярославской митрополии — митрополиту Ярославскому и Ростовскому Иоанну Вендланду в связи с двумя юбилейными датами, связанными с именем владыки Иоанна: 115-летием со дня рождения и 35-летием со дня кончины архиерея, ученого и церковного дипломата.

В ряде епархий, в первую очередь в Ярославской епархии , в этом году запланированы мероприятия памяти митрополита Иоанна. Актуальность, проблемность и остроту содержанию конференции добавил доклад С. Перевезенцева, известного историка и общественного деятеля, ученого, доктора исторических наук, профессора факультета политологии МГУ им.

Ломоносова, посвященный православному просвещению в рамках преподавания нового курса «Основы российской государственности». К сожалению, даже в настоящее время просветительская деятельность православных, верующих педагогов, а тем более ученых нередко вызывает серьезное противодействие в светских высших учебных заведениях. Несколько докладов были непосредственно связаны с темой Рождественских чтений «Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего».

С докладом «Храмы Пушкинского благочиния в выставочно-просветительском проекте современного церковного искусства «Путь к свету»» выступила А. Цветкова, художник, куратор выставочного проекта современного церковного искусства «Путь к свету» творческого объединения художников «Мастерская 18» г. Она представила необычную форму знакомства с православным краеведением — через картину. Профессор ЯГПУ им. Ушинского доктор исторических наук Л. Архипова с помощью презентации представила ряд образов благоверных князей Ярославской земли в культурной памяти народа, в основном в виде современных и недавно установленных им памятников в разных городах нашей страны и ближнего зарубежья.

Ею был сделан вывод, что отношение к святости — это индикатор состояния культурного национального самосознания. Междисциплинарность докладов — традиция данной краеведческой и просветительской конференции, одной из тем которой многие годы была деятельность церковных музеев и музеев при храмах. Новым аспектом была в этом году практико-ориентированная работа, связанная с подготовкой и реализацией грантовых проектов. По данной теме выступили четыре докладчика, имеющие непосредственный практический опыт: игумения Покровского Александро-Чагринского женского монастыря, к.

Александра Чагринского Кинельской епархии матушка Михаила Солодухина ; к. Откликнулись архитекторы из Италии и Германии, в том числе легендарный Джакомо Кваренги. Проект храма Христа Спасителя, представленный на конкурс 1814 года архитектором Андреем Воронихиным. Выбор был непростым: нужно было найти среди 38 представленных на конкурс проектов тот, который лучше всего соответствовал бы императорской идее воплотить в камне соборный русский дух, покровительство Святого Духа и благорасположение Божие к стране, позволившее ей справиться с наполеоновской армией.

С этой точки зрения, по мнению многих наблюдавших за конкурсом, лучшим был проект Андрея Воронихина. Он сумел не только спроектировать оригинальную конструкцию, но и совместить в ней древнерусские зодческие традиции с классической манерой своего времени.

Однако окончательное решение оказалось не в его пользу. Когда в 1815 году подвели итоги конкурса, они удивили многих: победителем был объявлен проект малоизвестного архитектора, вчерашнего художника Карла Витберга.

Именно его выше всех оценил император Александр I, отметивший в беседе с победителем, приглашенным к нему для доклада, что он «заставил говорить камни». Для 28-летнего художника, совсем недавно переквалифицировавшегося в архитекторы, такая победа и такой результат были почти недостижимыми — и тем не менее император выбрал именно проект Витберга. Возможно, потому, что молодому конкурсанту пришлось для создания своего храма Христа Спасителя проникнуться идеей постройки памятника гораздо глубже, чем многим его более именитым коллегам.

Для них это была пусть и необычная, грандиозная, но всего лишь одна из многих решенных за творческую биографию задач. Для Карла Витберга это оказалось делом всей жизни. Достаточно сказать, что в процессе работы над проектом он задумался о переходе в православие, а воплотил свой замысел уже во время строительства храма.

Задача, которую поставил перед собой молодой архитектор, была грандиозной. Как следует из его записок и воспоминаний, он попытался создать не более и не менее, чем новый храм царя Соломона, храм Премудрости, как он сам называл его. Скорее всего, именно эту грандиозную задумку и сумел увидеть в проекте Витберга император Александр I, для которого строительство храма-памятника тоже имело глубоко сакральное значение.

Формулируя основные идеи своего проекта, Карл Витберг писал, что он, во-первых, должен колоссальностью своей соответствовать величию России, во-вторых, иметь в «характере своем» достаточную самобытность, и, наконец, выражать «духовную идею живого храма — человека по телу, душе и духу». Эта идея троичности и стала главенствующей в проекте молодого архитектора, и именно она лучше всего отозвалась тому замыслу храма-памятника, который вынашивал сам русский император.

Колоссальности в проекте Витберга было более чем достаточно. Его храм Христа Спасителя был самым большим из всех представленных на конкурс: высота от подошвы склона до креста на вершине главного купола — 237 метров, от поверхности земли до креста — 170 метров, ширина главной лестницы на склоне горы — 106 метров, диаметр главного купола — свыше 50 метров. На площадке перед храмом должны были возвышаться две 106-метровые триумфальные колонны, материалом для которых, по замыслу архитектора, были захваченные у противника пушки: одну он собирался отлить из тех, что стали трофеями на территории России, вторую — из взятых во время Заграничного похода русской армии 1813—1814 годов.

Рисунок лестницы, которая должна была вести к храму от Москвы-реки, и колоннады, окружавшей вход в нижний храм. Самобытность, которой добивался Витберг, проявлялась прежде всего в том, что ему удалось спроектировать храм, воспевающий идею божественного покровительства России на языке, понятном не только русскому человеку, но и любому европейцу.

Его храм Христа Спасителя был достаточно классическим по формам и пропорциям, но в основе его лежала совсем не традиционная тройственность храма, такая же, как и человека, — в теле, душе и духе. Ее подчеркивала и структура строения: в вертикальном разрезе оно состояло из трех основных частей. Как сообщил во время телетрансляции патриаршей Рождественской вечерни завкафедрой церковной истории Московской духовной академии, известный богослов Алексей Светозарский, икона пробудет в храме до праздника Троицы, который в этом году выпадает на 23 июня, после чего ее перевезут в Троице-Сергиеву лавру.

Инициатива передачи иконы вызвала широкий резонанс. Представители музейного сообщества и искусствоведы высказывали опасения относительно сохранности шедевра. Свои опасения высказал и реставрационный совет Третьяковской галереи. Тем не менее, 3 июня икону перевезли из Третьяковки в Храм Христа Спасителя.

Как позже сообщил сайт РПЦ, договор подразумевает передачу иконы на 49 лет с последующей пролонгацией. При этом «Троица» продолжает оставаться объектом федеральной собственности.

  • Рождество Христово. Прямая трансляция из Храма Христа Спасителя
  • Митрополит Исидор принял участие в Патриаршей Литургии в Храме Христа Спасителя
  • Курсы валюты:
  • Сайт фотослужбы Патриарха Московского и всея Руси
Оцените статью
Поделиться с друзьями